Воскресенье, 19.05.2024, 16:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики Воронько Владимира Ивановича

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Статья на тему: «Педагогической технологии»


Статья на тему:  «Педагогической технологии»


Статья на тему:

«Педагогической технологии»

Человек живет, к сожалению, один раз. Поэтому весьма актуальным становится выбор цели жизни человека. Цель, ради которой стоит жить, должна быть творческой.

 Это означает, что каждый человек в течение своей жизни должен сделать творческое дело, полезное не только для себя, но и для других людей. Каждый человек должен творить в области своих интересов и на уровне своих возможностей.

Для воспитания у учащихся умения выбрать творческую цель жизни необходимо применение на уроке новых педагогических технологий.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

• Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

         совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

         это содержательная техника реализации учебного процесса

         это описание процесса достижения планируемых результатов обучения

         это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния

         это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя

         это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования

         означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

 

Различают еще технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс).

Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.

Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.

Терминологические нюансы. В литературе и практике работы школ термин педагогическая технология часто применяется как синоним понятия педагогическая система. Как уже отмечалось выше, понятие системы шире, чем технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов и объектов деятельности.

Чем богаче представление педагога о многообразии методов и многосторонности каждого взаимодействия с его учениками, тем более сочным, живым, действенным, осознанным явится избираемый комплекс методов. В своей работе педагоги никогда не ограничиваются выбором одного какого-то метода, а ищут сочетание многих из них. Практика показывает, что наибольший педагогический эффект дают те уроки, при построении которых планируется не менее трех и не более шести приемов обучения; более активное усвоение учениками знаний обеспечивается при условии, когда продолжительные (более трудоемкие) приемы работы применяются в начале урока, а менее продолжительные – к концу; лучшие результаты в усвоении знаний наблюдаются при соблюдении условия, что вслед за приемами, формирующими правильное понимание, используются приемы, способствующие прочному запоминанию, а уж затем – направленные на отработку быстроты усвоения, а не наоборот.

Все это сочетание на уроке методических приемов обучения обеспечивает рост учебных возможностей каждого ученика, повышает его уверенность в собственных силах, в целом благотворно влияет на формирование личности.

Важную роль в использовании воспитательных возможностей курса математики играет научно обоснованный выбор и применение методов обучения, их умелое сочетание, методически правильное использование тех приемов преподавания, в которых реализуется данный метод и которые способствуют формированию у учеников определенных личностных качеств. Например, такой прием преподавания, как создание проблемной ситуации, ведет к применению учащимися анализа, сопоставления, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию, выдвижение гипотез. Это формирует пытливость, стремление к поиску истины, творческий подход к порученному делу, самостоятельность, способность иметь собственное мнение, желание и умение это мнение отстоять.

Более активное включение учеников в процесс познания достигается сочетанием рассуждающего метода с диалогическим. Такая работа требует включения системы вопросов и небольших заданий исполнительского и проблемного характера. Так как процесс доказательства любой теоремы строится на использовании в качестве опорных знаний ранее изученных теорем, признаков, понятий, то такие вопросы и задания не только возможны, но и целесообразны.

Повышая активность учеников в процессе усвоения, учитель одновременно обеспечивает многократное повторение известных знаний в процессе их применения в новых ситуациях и осуществления обратной связи, контроль за ходом усвоения знаний. Предоставляя ученикам возможность выдвигать гипотезы, делать выводы, учитель формирует умение обосновывать и отстаивать собственное мнение.

 

Задача педагога — уметь выделить оптимальную модель, включающую метод обучения, формы, в которых он реализуется, педагогические средства и конкретные педагогические приемы.

Образовательной технологией называют комплекс, который состоит  из:

         некоторого представления планируемых результатов обучения,

         средств диагностики текущего состояния обучаемых,

         набора моделей обучения,

         критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Образовательная технология — система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.

Семинар-практикум — форма организации урока, в которой часть учащихся временно объединяется в группы с учетом уровневых достижений для решения задач за ограниченное, заранее заданное время, по истечении которого группы отчитываются либо всему классу, либо учителю, либо ученикам-контролерам. При отчете группы приоритет отдается субъективной эффективности группы, то есть не столько результату работы, сколько процессу. Эта форма урока сконструирована специально для интегральной технологии обучения.

Структура урока — развертка последовательности модулей, составляющих урок, на степень множества обучаемых. Последовательная (линейная, простая) структура урока предполагает, что в каждый момент времени урока статистическое большинство обучаемых находятся в одном и том же модуле урока.

Тренинг-минимум — часть блока уроков, предназначенная для отработки до автоматизма умения решать задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения (государственному образовательному стандарту).

Уровень планируемых результатов обучения -

(минимальный, общий, продвинутый) — основа уровневой дифференциации учебного процесса: операциональное представление целей образования в виде систем задач, выделяемых по характеру ассоциативных связей между подзадачами (отсутствие подзадач, явные связи, явные и латентные связи). Соответствует репродуктивному, реконструктивному или вариативному типу учебной деятельности и соответственно первому, второму, третьему типу ориентировки.

Цельноблочные системы обучения — технологии (системы) обучения, в которых минимальной единицей учебного процесса является блок уроков.

Учебный период — промежуток учебного времени, в течение которого достигаются определенные цели обучения, воспитания и развития обучаемых.

 

На уроке важное место имеют компьютерные технологии преподавания.

Информационно - коммуникативные компетентности обучающихся - одни из  ключевых компетенций, обеспечивающих успешную социализацию, адаптацию и самореализацию обучающихся в современных условиях.

 Особую значимость приобретает развитие информационно – коммуникативной компетентности личности в условиях стремительной смены информационных потоков и используемых технологий, когда возникает необходимость развития умений ориентироваться в информационном обществе.

 Они включают в себя сформированные представления о компьютерной среде, ресурсах интернета, владение компьютером.

Компьютер сегодня настоящий помощник для каждого учителя:

- компьютер дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков;

- учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей обучающихся;

- компьютер позволяет вести электронный журнал и электронный дневник. Его очень легко создать, используя редактор таблиц Excel;

- компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты: мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ЕГЭ;

- компьютер позволяет учителю создавать свои образовательные ресурсы, то есть создавать собственные презентации.

С появлением компьютера расширяются  возможности использования новых информационных технологий на уроках. К настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях.

Я стараюсь  систематизировать уже имеющиеся методические разработки, перевести их в электронный формат.

 Тематическое планирование по математике, раздаточные карточки, схемы, варианты тестирования легко обновляются, печатаются при изменениях в учебных программах, учебниках.

В педагогической деятельности компьютер используется на различных этапах урока. Но, как показывает опыт, на уроке математики целесообразнее применять его при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и уроках  контроля знаний обучающихся.

Информационные технологии на уроках математики  используются в следующих вариантах:

-   Самый распространенный вид – мультимедийные презентации.

Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия обучающегося. На подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики фрагментов тех же мультимедийных энциклопедий уходит порядка 1,5-2 часов, но готовые материалы позволяют отказаться от всех остальных видов наглядности и сосредоточить внимание учителя на ходе урока.

Программа Power Point дает возможность использовать на уроке рисунки, графики, диаграммы,  портреты математиков, сведения из истории,  видеофрагменты.

Очень много сейчас в сети Интернет разных тестов. Тесты могут быть простые, в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов, из которых нужно выбрать правильный,  они могут быть представлены в виде установления соответствий, кратких ответов.

Их можно использовать на различных этапах урока.

Способы работы с ними также разнообразны – фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы.

 

Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:

         облегчает процесс усвоения материала обучающимися;

         возбуждает живой интерес к предмету познания;

         расширяет общий кругозор обучающихся;

         возрастает уровень использования наглядности на уроке;

         повышает интерес к изучению математики, успеваемость, качество знаний; идет более полное усвоение учебного материала;

         идет овладение  умением добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;

         формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.

     Таким образом в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии,  инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности обучающихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

 

 

Список литературы

 

 

1.         Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 1999.

2.         Кан-Калик В. А., Никандров И. Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.

3.         Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

4.         Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002.

5.         Степанов Р.И. Технологический подход к гуманизации образования. // Наука и образование. – 2003. - №3.

6.         Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. – М.: ВЛАДОС, 2004.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: vladimir (13.12.2013) | Автор: Воронько Владимир Иванович E W
Просмотров: 1859 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz